Личность, связующая времена

 

 

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет…

 

А. Твардовский

 

Скоро нашей Великой Победе – 60! Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Но как бы то ни было, это эпоха, напрямую связанная с нашими бабушками, дедушками, у некоторых прабабушками, прадедушками – и в меньшинстве своем пока еще живыми свидетелями и участниками тех героических событий.

И все-таки с горечью в душе и комом в горле приходится признавать то, что мы школьники очень мало знаем об этой войне, а еще хуже – большинство моих ровесников не хотят знать.

Я не хочу отделять некой гранью нынешнее мое поколение с поколением моей мамы. По мнению мамы, они были воспитаны намного уважительнее к своей истории, хотя также сбегали с уроков, любили погулять и повеселиться, но, тем не менее, «Молодую гвардию» смотрели по несколько раз – сами бегали в клуб, узнав об этом фильме.

Наш учитель истории считает, что никогда не получатся патриотами люди, не помнящие родства, их история не прощает, когда ее забывают, а хуже того – не знают. Екатерина Иосифовна очень часто вспоминает учителя истории Илью Семеновича из фильма «Доживем до понедельника», его замечательные слова: «История – наука, которая делает человека гражданином».

И вот я думаю о том, что каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Жизнь кажется нам то светлой, то мрачной. Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить о тех, кто жил в оккупации, боролся за жизнь и смог выжить. Я пишу сочинение, чтобы вспомнить сегодня Антонова Афанасия Степановича, моего родного дяди, ветерана Великой Отечественной войны, ефрейтора, пулеметчика 326–го стрелкового полка Приморской армии, ныне покойного.

Когда была война, меня не было на свете, не было моих родителей, зато моя бабушка знает о той войне не понаслышке. Я иду к ней расспросами: «Бабушка, а как было, когда была война?...»

Она откладывает в сторону шитье, берет старый альбом с фотографиями и вспоминает, а передо мной встают картины времен войны. И так ярко и образно ведет она свой рассказ, что мне кажется, что я сама была участником этих событий. Вся жизнь моих родственников промелькнули у меня перед глазами. Да, вся жизнь: их горе и радость…

Бабушка рассказывает, что когда была война, ей было семь лет. Многого тогда она не понимала, но события того страшного времени сохранились в ее памяти на всю жизнь.

Семь лет!.. Ровно столько, сколько сейчас моей младшей племяннице. Когда я смотрю на нее, то невольно сравниваю и думаю, как она смогла запомнить все события тех дней, но не зря говорят, детская память цепкая. Бабушка достает из альбома одну – единственную фотографию довоенных лет. Она пожелтела со временем, чуть поистерлась, но лица людей, изображенные на ней, видны хорошо, они внимательны и сосредоточенны. В центре сидит моя прабабушка, на коленях у нее маленькая девочка – это и есть моя бабушка, по краям стоят ее братья, среди них и Афанасий, а за ними стоит мой прадед.

22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. Так на рассвете тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами, падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы СССР.

Сухим, голым огнем загорелась жизнь человеческая. Страшная весть не прошла стороной далекую якутскую деревню Илбенгя Вилюйского улуса. Мужчины уходили из деревни один за другим, изо дня в день все на фронт. В 1943 году пришла очередь и моей дяди Афанасия Степановича. Прощались молча, не оттого, что нечего было сказать, а оттого, что тяжело было, сковывалось все внутри, слово выдавить страшно.

Из воспоминаний дяди я узнаю, что он прошел учебку в Мальте, участвовал в освобождении города – героя Керчь, Крыма, Феодосии, Ялты в качестве пулеметчика . Был тяжело ранен, последние годы войны служил в части МВД города Львова.

За долгие годы войны, каждый час чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечке, не утратил в себе прежний мир юности, но повзрослел на двадцать лет. Узнал, что мир и прочен, и зыбок. Узнал, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбежка: тогда горизонт утонет в черно-багровой завесе дыма. Узнавал мир вместе с человеческим подвигом и страданиями. Кто из них мог сказать раньше, что зеленая трава может стать фиолетовой, потом аспидно-черной и закручиваться спиралью, вянуть от разрывов танковых снарядов? Кто мог представить, что когда-нибудь увидит на белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью? Они входили в разрушенные, безлюдные города, не было слышно смеха, не звучала музыка. Война была жестокой и грубой школой. Из памяти дяди никогда не уходили разговоры в окопе перед боем, страдание и слезы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей полутьме, искренние отношения с земляками, которые остались на поле боя, и то страшное чувство, которое возникает, когда над головой трещит пулеметная очередь, убивающая жизнь.

Мой дядя Афанасий Степанович одолел ту проклятую войну и вернулся домой в 1945 году, чтобы любить, растить детей и радоваться жизни.

Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет. Как все минувшее , чему мы не были ни свидетелями, ни участниками, та Великая война вызывает у нас не воспоминания, а мысли…

Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами. 27 миллионов наших людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия.

Но мы должны о них помнить!

Много сложено песен о войне, много написано книг, но сегодня у меня в руках одна это «Книга памяти». В ней имя моего дяди Антонова Степана Афанасьевича и моих земляков, прославивших свою родную деревню Илбенгя. Я горжусь ими! Я горжусь своими родными. И я не случайно рассказала вам историю своей семьи, потому что считаю, надо знать своих дедов, прадедов, бабушек, прабабушек, родственников. Знать и думать, кА они жили, воевали. Ведь мы не на пустом месте выросли. И я преклоняюсь перед великой связью родственных чувств. До меня кто-то связал все наши жизни в единое целое. Это мои корни, мой род.

                                                                               Юлиана Никифорова

 

 

Здравствуй, лейтенант Травкин!

Пишу Вам, чтобы передать мое восхищение Вашими подвигами.

Я не был тогда, когда на моей земле была война. У меня не хранятся фронтовые письма, нет орденов и медалей, нет истрепанных, пожелтевших фотографий людей с погонами. Мне не снятся исхудалые дети, не вспоминаю первый день войны.

Но когда слышу о войне - перехватывает горло. Война. Что это? Это там, где каждый за себя или прежде всего за свою Родину? Я пытаюсь понять это, понять истоки храбрости и самоотверженности солдат, истоки победы русской армии.

Я не просто восхищаюсь Вашим героизмом, а переживаю все вместе. Вы шли в бой, несмотря на угрозу смерти, преодолевали страх.

Впервые я увидел войну изнутри глазами солдата. Лейтенант Травкин, я еще раз убедился, что качества личности в разведке проявляются гораздо резче и отчетливее, и успех сложных заданий зависит от каждого. Вы уже не принадлежите ни самому себе, ни своим начальникам, ни своим воспоминаниям. Подвязываете к поясу гранаты и нож, кладете за пазуху пистолет. Так вы отказываетесь от всех общепринятых правил, полагаясь отныне только на себя. Отдаете старшим все свои документы, письма, фотографии, ордена и медали. Так вы отказываетесь от своего прошлого и будущего, храня это только в своем сердце.

Вы бесстрашны и чисты душой.

Очень талантливо воевали Вы, Володя Травкин: естественно, ярко, с духовной одаренностью, и при этом не было никакой корысти. Все это, я понимаю, отличает незаурядную, цельную талантливую Вашу личность с постоянным стремлением быть духовно чистой.

В этой связи я вспоминаю сцену Вашего объяснения с Мамочкиным по поводу лошадей, когда в разведке, понимая, что, возможно, вы никогда не выберетесь из окружения, Мамочкин признался, что сдал двух крестьянских лошадей, внаем, Вы же не утешали его: «Придешь здоровым – пойдешь в штрафную роту». Лейтенант Травкин, Вы честный и самоотверженный человек, который с фанатизмом относится к делу. Не один раз отряд от гибели спасало Ваше хладнокровие. Вы не испугались, не испугались и не потеряли контроль над собой и ваши товарищи прошли мимо озадаченных немцев, как «зеленые призраки», и каждый чувствовал, что с этим лейтенантом не пропасть. Я думаю, что  именно в этом проявляется Ваш талантливый героизм.

Совсем скоро будут греметь  залпы праздничного салюта в честь семи десятилетия  Победы.  

И все-таки с горечью в душе и комом в горле приходится признавать то, что мы школьники очень мало знаем об этой войне, а еще хуже – большинство моих ровесников не хотят знать.

И вот я думаю о том, что каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Жизнь кажется нам то светлой, то мрачной. Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить о тех, кто жил в оккупации, боролся за жизнь и смог выжить. Наш учитель считает, что никогда не получатся патриотами люди, не помнящие родства, их история  не прощает, когда ее забывают, а хуже того не знают. Екатерина Иосифовна очень часто вспоминает учителя истории Илью Семеновича из фильма «Доживем до понедельника», его замечательные слова: «История - наука, которая делает человека гражданином».

Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет. Стираются из памяти эпизоды войны, но навсегда она останется в истории как период тяжелого испытания страны. И хочется мне преклониться перед Вами, лейтенант Травкин, и перед вашими друзьями, ставшими по воле судьбы воинами, за то, что отдали все силы, защищая справедливость, Отечество, за наше прекрасное будущее, за то, что донесли до нас правду о войне, показали нам об истинной любви к Родине.

Об этом рассказывал мне и мой дедушка Николаев Николай Егорович, ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Кенигсберга и освобождения Праги. И, вспоминая войну, он, убеленный сединами ветеран плакал и повторял: «Дай Бог, чтобы такое больше не случилось!».  Пусть хранится мир, который отвоевали вы 9 мая 1945 года.

Для меня, будущего воина, защитника Отечества, Ваш подвиг стал уроком мужества, который необходим для воспитания нашего молодого поколения.

         Страшная война унесла ваши жизни. Вам уже не помочь. Вы не требуете сострадания и участия.

         Но мы должны вас помнить!

Я горжусь вами!

С уважением Нюргун Николаев, ученик 10-го класса

Баппагайинской СОШ им.М.А.Алексеева

 

 

 

                                                                                                         Мы сами, конечно, пока что не знаем

Какими мы будем, какими мы станем,

Но долго еще будет школьный звонок

                                                                                                           За нами бежать по просторам дорог.

                                                                                                                               Е.Г.Клюенкова

 

Подходит время, когда я закончу школу. В последнее время я часто задумываюсь: «Что значит для меня школа; для чего я учусь, получаю знания?» Не потому ли, что это необходимость, обязанность? И, подумав, решила, что все-таки это мне нужно, что это путь к познанию чего-то большого, грандиозного.

            В наше время все дети посещают школу, это устоявшаяся традиция. А ведь было время, когда не все дети могли получать знания. Совсем недавно школа была пределом мечтаний обычного ребенка. После Октябрьской революции стоял вопрос о ликвидации неграмотности. Открывались ликбезы, где стали учить писать и читать взрослых. Далее открывались школы. Но возможность учиться получали дети богатых людей. И только потом были построены бесплатные школы для бедняков. В то время дети ходили учиться за несколько километров от дома. Настолько была сильна любовь к учебе.

            А в наши дни ребята воспринимают школу как наказание. Большинство не желают учиться и, слушая рассказы родителей об их школьных днях, я понимаю, что мы не ценим то, что имеем.

            Я смотрю на моих родителей и вижу уже взрослых, состоявшихся людей. Но если задуматься, они тоже были такими как мы шутливыми, несерьезными. Они тоже учились, получая разные оценки. И чтобы узнать, как они учились, каково было их восприятие школы, я расспросила мать и отца об их школьной жизни. Школьные годы моих родителей прошли в 50-е годы.

            Моя мать, Зоя Михайловна Харлампьева, в 1957 году поступила в нулевой класс в Сатагайскую начальную школу Амгинского района. Затем продолжила учебу в Алтанской восьмилетней школе, а окончила школу в центре улуса – среднюю школу имени В.Г. Короленко. Все годы учебы мама училась отлично, чемпионка школы по шашкам и шахматам, общественница,  на уроках чистописания ее ставили в пример. За отличную учебу в седьмом классе маме предложили поехать в пионерский лагерь «Артек». Мама говорит, что больше всего любила уроки алгебры, геометрии и русского языка. Очень любила решать задачи. У мамы всегда найдется ответ на любые вопросы, в которых я заблуждаюсь. Мама с большой радостью вспоминает то, что на каждой перемене они играли в разные национальные игры. Например, как хабылык, хаамыска. Проводили турниры по шашкам и шахматам.

            После рассказа матери, я попросила рассказать о школьных годах моего отца – Марка Гаврильевича Харлампьева. Он поступил в нулевой класс села Лекечен в 1952 году. В школе было всего два учителя, один из них – Григорий Григорьевич Торотоев, первый учитель моего отца, о котором  отец отзывается с благодарностью. После нулевого класса еще три класса закончил в этом селе. А потом приехал в село Илбенге, где открылась восьмилетняя школа. А окончил  Мастахскую среднюю школу. Самыми любимыми предметами отца были математика и физкультура. Хотя уроки физкультуры проводились в неделю один раз, почти каждый ученик был спортсменом. Наверное, это из-за того, что дети больше двигались, были  подвижными. В 1968 году отец работал спортинструктором Средневилюйского совхоза. В молодые годы всегда занимал призовые места на улусных и республиканских соревнованиях по хапсагаю, вольной борьбе, стал абсолютным чемпионом по вольной борьбе на республиканском соревновании на призы "Нэлгэрээк".

            Подробно расспросив родителей, я удивляюсь: насколько же все-таки отличался школьный быт 50-х годов от нашей современной школы. Оказывается, раньше в маленьких деревнях были только начальные школы, где было четыре класса. Окончив начальную школу, ехали учиться в восьмилетку. А после ездили в центр района (улуса) учиться в девятых-десятых классах.

            Родители рассказывают, что за все время учебы они ни разу не голодали, и одежда тоже была теплой и хорошей. И это все благодаря интернатам, где кормили бесплатно, давали теплую одежду. Родители говорят, что интернат был вторым домом в детстве каждого ребенка, он сыграл  важную роль в образовании детей того времени.

            Слушая воспоминания родителей, я ужасаюсь, как же много надо было потрудиться, чтобы окончить школу. А моя мама с радостью и с удовольствием вспоминает школьные будни. Несмотря на многие трудности, препятствия, мои родители с благодарностью отзываются о своих первых учителях, о своих школьных товарищах.

            Я все чаще убеждаюсь, что во времена молодости моих родителей существовало больше моральных ценностей, чем в наше время. Например, в первом классе принимали в октябрята детей с хорошим поведением и с хорошей учебой. Октябренок был примером для малышей. У октябрят были значки с изображением портрета В.И. Ленина. В четвертом классе становились пионерами. Это была большая честь – надеть красный галстук. Каждый угол галстука имел особое значение: первый – пионерство, второй – комсомольство, третий – партийность. Пионеры работали вожатыми в младших классах. Проводили мероприятия, сборы, помогали в учебе. Отец рассказывал, что те, кого не приняли в пионеры, очень огорчались и даже становились предметом насмешек. У каждого пионерского отряда был командир, имя и девиз. Девизом отряда, где попал отец, был: «Один за всех, все за одного». Чтобы не подвести отряд, каждый старался хорошо учиться, не нарушать режим школы. При поступлении в комсомол поколение моих родителей проходили сложный экзамен: должны были знать Устав комсомола, политические события.

Мой отец часто напоминает, что почти три столетия старейший город Вилюйск оставался темным, забитым уголком России. Был местом ссылки и «тюрьмой без решеток». В городе отбывали ссылку представители всех трех поколений русских революционеров. История города тесно связана с именем великого русского писателя, революционера-демократа, философа и писателя Н.Г.Чернышевского. Ссыльные оказывали прогрессивное влияние на развитие культуры, формирование нового сознания местного населения. В 1892 году основали народную библиотеку. Первая казачья школа открыта в Вилюйске в 1829 году на средства казачьего полка. Учителем был назначен урядник Кесарь Киренский.  В 1836 году школу закрыли, и лишь в 1855 году открывается городское приходское училище Министерства народного просвещения. Учителем обязательных предметов работал П.Х. Староватов. Мой отец подчеркивает, что мы, будущее нашей страны, должны помнить свои истоки.

            Мой отец так красочно и интересно рассказал о нравах и устоях школы его времен, что я немножко позавидовала: нам бы такую дисциплину и порядок. Слушая рассказы об их учебе, об их успехах, во мне невольно появляется гордость за это поколение – поколение людей, хоть и застенчивых и скромных, но зато с твердыми жизненными принципами.

            Несмотря на то, что родителям было непросто учиться, мама с большой любовью говорит: «Школьные годы незабываемой светлой полосой в жизни освещают мне путь, по которой я иду, не спотыкаясь, уверенно стоя на ногах».

            Мать и отец  уверенно нашли свое место в жизни: мать окончила бухгалтерское отделение ЯКТ, отец - физико-математическое отделение ЯГУ. Всю жизнь посвятили своей любимой работе и детям. У них восемь детей и восемь внуков. Отец - Отличник образования РС(Я)

            Я считаю, что школьные годы в жизни каждого человека запоминаются, как самая веселая, радостная пора, которая проходит без всяких проблем, где нужно уметь одно: учиться, учиться и еще раз учиться. Ведь главное богатство человека – это знание.

 

 

Времена не выбирают

(эссе)

Сегодня уже 21 век. Время летит, всегда куда-то спешит. Ее не остановишь, даже погонявшись за нею, нужно только - успевать за ней и гнаться изо всех сил.

Я живу в век демократии. Демократия -  это хорошо или плохо? Пока я не нахожу ответа. Мне кажется, все времена имеют какие-то достоинства и недостатки. История показывает, что мир прошел через время разрушительных войн, революций, катастроф, перестроек, побед, великих свершений, научных открытий и т.д. Во все эти времена жили люди, выбранные Богом. Человек не вправе выбирать время, он слуга времени. Как это печально… Но это закон природы, с этим никто не спорит. Только нужно жить достойно в отведенное тебе драгоценное время жизни.

Я в последний год учусь в школе. Иногда мне приходят мысли: "Как хорошо было во время, когда мои родители заканчивали школу, они могли поступать в центральные учебные заведения, потому что никто не боялся и не представлял бурную, опасную жизнь сегодняшнего насилия, преступности, терроризма, которая сегодня так актуальна и глобально проблематична". Но раз мы живем в век демократии должны согласиться с "ее  правилами". Рынок, экономия, политика - это все наше сегодняшнее, за ней нужно гнаться и успевать.

Мне повезло, что не родилась во времена войн. Эти страшные годы дают о себе знать и в наши дни, настолько они были страшными, жестокими. Мне очень интересны времена А.С.Пушкина, С.А.Есенина, эпоха дворянства. Читая произведения великих писателей, хочется погрузиться в их время, ощущать то, что они чувствовали, ходить на балах, заниматься творчеством… А также мне очень интересно будущее. Каким оно будет, наступит ли 30 век или как предсказывают свершится конец света. Может исчезнет деление на государства и останется только одна старана - Земля. Но, к сожалению, это увидят и узнают другое поколение. Времена не выбираем…. А жизнь идет своим чередом. Одни приходят, другие уходят.

Очень хочется оставить после себя что-то важное, прибавить свой маленький кирпичик к огромному зданию сотворения мира.

 

У меня есть две бабушки, со стороны матери и со стороны отца. Мама моей матери Алексеева (Федорова) Анжелина Ильична. Она работала в детском саду охранником, сейчас сидит дома, она – пенсионерка. Ее воспитала родная бабушка. потом она приехала в село Илбенгя и там встретила дедушку. И осталась жить здесь. Родила шестерых детей трех девочек и трех мальчиков. Старшая дочь Макарова Мария Александровна, сын Алексеев Виктор Александрович, моя мама Васильева Марина Александровна, Алексеева Марияна Александровна, Алексеев Егор Александрович, Алексеев Кэнчээри Александрович. Бабушка никогда никому не откадывает, всегда всем помогает. Очень хорошо шьет, она активная, позитивная, спортивная всегда и везде участвует.

          Вторая моя бабушка, мама моего отца Дарвидонова (Васильева) Елизавета Алексеевна. Она раньше работала почтальонкой, потом работала санитаркой в больнице. Она из села Тыымпы. Родила девять детей, трех девочек и шесть мальчиков. Один из мальчиков Васильев Николай Сергеевич умер. Васильев Руслан Сергеевич, Васильев Сергей Сергеевич, Васильев Эдуард Сергеевич, Васильев Алексей Сергеевич, Васильева Ньургустана Сергеевна, Васильева Розалия Сергеевна, Васильева Марияна Сергеевна и мой отец самый младший Васильев Афанасий Сергеевич.

У меня были очень хорошие дедушки трудолюбивые, с добрым сердцем. Васильев Сергей Николаевич, я его не хорошо помню, знаю, что он работал киномехаником, он был очень хорошим.

 А дедушка со стороны матери Алексеев Егор Егорович. Он работал машинистом, и в разных работах. Всем помогал, строил много. Он был трудолюбивым. добрым.

                                     Я их всех люблю, и скучаю!

Алексеева Анжелина, 9 кл

 

Я очень люблю своих бабушек и свою дедушку. Мою первую бабушку зовут Никитина Августина Афанасьева, а вторую бабушку зовут Степанова Ульяна Степановна. Деда моего зовут Никитин Виктор Семенович. Моей бабуле Августине 58 лет, а бабуле Ульяне 83 года.  Деду моему тоже 58 лет. Они втроем пенсионеры. Дедушка не работает он просто в хозяйстве помогает. Бабушка Августина работает в клубе охранником, а бабушка Ульяна не работает. Дед и бабушка Августина родители моей любимой мамы, а бабушка Ульяна мать моей папы. Я не видела своего деда отца моего папы, он умер, когда я еще  не родилась. Бабуле Августине и деду трое детей. Одна девочка и два мальчика. А бабуле Ульяне 8 детей было а сейчас их семеро. Потому что брат моего папы умер. Он работал милиционером. Я очень горжусь им. У бабушки Ульяны 22 правнука, а внуков 21. У деда и бабули пятеро внуков. Моя бабушка Августина занимается полезными занятиями: вяжет, вышивает и шьет очень красивые одежды. Бабушка Ульяна, несмотря на свой возраст, не сидит сложа руки, она тоже занимается полезными делами: вышивает и делает очень красивые и теплые унты. Дедушка мой занимается охотой, У Него обычно много свободные времени, поэтому он играет в бильярд. Бабушка Августина часто мне рассказывает о своем детстве, и смешные истории из маминого детства. Когда мы гостили у своих бабушек и у дедушки мы садимся за стол и пьем чай, разговаривая. Мои бабушки и дедушка меня очень часто хвалят. Я постараюсь с ними не спорить. Они мне дают добрые советы и многому учат.

  Я очень сильно люблю своих бабушек и свою дедушку. Я ими очень горжусь! И очень рада, что они именно мои бабушка и дедушка.

Никифорова Гутя, 9 кл

Биьиги хос эьээбит, Семенов Игнатий Петрович,1907 сыллаахха Элэмтэ нэьилиэгэр тереебутэ. Бииргэ тереебут туертэр эбит. Улахан убайдара Семенов Гаврил Петрович, быраата Алексей Петрович, балта Татьяна Петровна диэн эбиттэр.

  Тереппут дьонноро эрдэ елен о5олор бары онно-манна ыалга иитиллибитэ. Улахан убайдара Гаврил Петрович Хампа5а прихотской оскуола5а  4 кылааьы бутэрэн баран, Хампа5а ячейка секретарынан улэлээбит, быраатын Игнатий Петровиьы  уерэттэрэн, 2 кылааьы бутэттэрбит.

  Ол бириэмэ5э Гаврил Петровиьы Орлов диэн киьини кытта бандьыыттар тоьуйан елербуттэр. Онон биьиги хос эьээбит ситэ уерэммэккэ улэьит буолбут.

  Кэбээйигэ Луучуп диэн сиргэ учууталлаабыт. Онтон Чинэкэ нэьилиэккэ баран хос эбэбитин Семенова Варвара Николаевнаны кытта холбоьон, нэьилиэккэ бастаан суруксутунан, онтон Илин ибаска аьыллыбыт оскуола5а учууталлаабыта.

  Оскуола Чуондулуга кеспутугэр холкуоска хаалан суоччутунан улэлээбитэ.

  1941 сыллаахха А5а дойду сэриитэ са5аланар, биьиги хос эьээбит 1942 с. бэс ыйыгар ынырыллан сэриигэ барбыта. Биьиги хос эбэбит Варвара Николаевна Булуугэ киирэн атаарбыт. Киьи бе5е, куорат, чугастаа5ы дэриэбинэ дьоно наьаа элбэх киьи кэлэн турар буолаллар уьу. Сэриигэ барааччы барахсаттары тиэргэннэ оролдоллор. Сэриигэ барааччы дьоннор о5олорун кете5е-кете5е ытамньыйаллар этэ, кэргэттэриттэн кистээн.

  Хос эьэбит баран иьэн хас станция аайыттан суруйар эбит. Бастакы суругун Якутскайтан быраата Иванов Алексей Петровиьынан ыыппыт (атын ыалга иитиллибит буолан фамилията атын). Кини 1941 сыллаахха ынырыллан барбыта уонна 1942 сыллаахха бэс ыйыгар улаханнык арааньы буолан, теннен иьэн Якутскайга убайын керсубут.

  Бутэьигин атырдьах ыйыгар суруйбут, ол суруга бала5ан ыйыгар кэлбит. Онно «Чааспар кэллим, бу аадырыска суруйун»-диэбит этэ. Хос эьэбит хас суругун ахсын «Ийэ Дойдум иннигэр иэспит телеен, хайаан да дьиэбэр, дойдубар теннен тиийиэм»-диэн этэр эбит.

  Кини Сталинградтаа5ы кыргыьыы хонуутугар 1047 стрелковай полк 284  стрлковай дивизиятыгар пулеметчик сылдьан, 1942 с. сэтинньи ый 11 кунугэр сырдык тыына быстаахтаабыт эбит. Кини кемус унуо5а Мамаев Курган братскай мошлатыгар харалла сытар.

Васильева Таня, 9 кыл

 

Эбээм аата Иванова Мария Кирилловна колхознай-совхознай туту ветерана,’’ Баппа5аайы’' совхоз чемпион ньирэй керееччутэ этэ.кыра сааьыттан колхоз,совхоз улэтигэр улэлээбитэ. Кэргэнэ-Петров Марк Кириллович.Кинилэр уон икки о5оломмутара.

Теье да саааьырдаллар хаьаайыстыба туттан,саййын аайы сайылыкка кеьеллере.Мария Кирилловна олох ыарахаттарыттан ча5ыйбакка саха дьахтарын сиэринэн олох олорон,дьиэ-уо т тэринэн олорор.О5олоро аныгы оло5у батыьан,олоххо бэйэлэрин миэстэлэрин дьоьуннук булуммут дьон.

Бастакы о5олоро Иванов Сергей Маруович-инженер механик,урдук уерэхтээх. Иккис о5олоро Иванова Елизавета Марковна-дьокуускайдаа5ы профтехучилище5а уерэнэн, киномеханик идэлээх. Горнай Бэрдьигэстээ5эр олорор. Уьус о5олоро Иванов Прокопий Маркович Илбэнэ олохтоо5о, ЖКХ улэьитэ этэ. Тердус о5олоро Иванова Анна Марковна-Булуутээ5и ма5аьыын оскуоланы бутэрбитэ, Горнай Бэрдьигэстээ5эр олорор, банк улэьитэ. Бэьис  о5олоро Иванова Акулина Марковна – иркутскайдаа5ы мед.сестра уерэ5ин бутэрбитэ, идэтинэн улэлиир, Лекечееене олорор. Алтыс о5олоро Яковлева Зинаида Руфовна бухгалтер идэлээх, Иваново куоракка уерэммитэ, билигин индивидуальнай предприниматель. Сэттис о5олоро Иванова Светлана Марковна Лекечеенне олорор, о5о саадыгар улэлиир. Ахсыс о5олоро Иванов Марк Маркович-тракторист этэ. Тохсус о5олоро Петрова Саргылана Марковна- Горнай улууьун Бэрдьигиэстээ5эр олорор. Онус о5олоро Иванова Екатерина Марковна- Булуутээ5и профтехучилищатын бутэрбитэ. Уон биирис о5олоро Иванов Дмитрий Маркович- физкультура учуутала. Уон иккис о5олоро Иванов Аркадий Маркович-Дьокуускайдаа5ы иккис нуемэрдээх педучилища5а уорэнэн физрук идэлээх.

  Герой ийэ, улэ ветерана, о5олоро олоххо билинни ырыынак кэмигэр билэтик олохторун оностубуттарыттан астына- дуоьуйа, онон сарсынныга эрэллээх.

  Мин эбээлээх эхьээбин куускэ-куускэ таптыыбын ахтабын куруутун саныыбын!

Яковлева Уля, 9 кыл

    

Моя бабушка Анна Семеновна, родилась в 1932 году  в Горном улусе, участке Балаганнаах. Ее мама Никифорова Дария Николаевна , в 45 лет родила мою  бабушку Анну. А ее  отец Петров Семен Николаевич. Она пятнадцатый ребенок в семье. Но ее родители расстались, когда ей  исполнилось один год. В тысяча  девятьсот шестьдесят  третьем году она вышла замуж за дедушку Николая. Первый ребенок Ваня, второй Сеня, третий  Саша, четвертый Коля, пятая Дарианна и шестая младшая, моя мама Сардана, всего шесть детей. Моя бабушка была творческой, в свободное время рисовала картины, вышивала, и разукрашивала дом своими работами.

 Когда я был маленьким, я помогал ей топить печь, она готовила очень вкусную манную кашу. Она учила, что вещи даются не просто так, надо экономить и не надо тратить деньги по пустякам. Она шила одежду на швейной машине и пекла вкусный хлеб и пирожки. Жарила хлеб в масле, намазывала хлеб маслом потом вареньем. Резала по квадратиком и давала. Мне нравилось провести время с любимой бабушкой.

Саргылан Николаев, 9 кл.

 

Дата последнего обновления страницы 25.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»